Герой этого рассказа — неожиданно знакомый мальчик, как
будто бы сошедший со страниц романтических повестей Марка Твена, Сельмы
Лагерлёф, Роберта Стивенсона. Он мог бы отправиться в путешествие с дикими
гусями или, к примеру, обследовать с кем-то из друзей таинственный и опасный мир
джунглей. Это чувствуется при первом же знакомстве с ним в простой свободной
беседе и даже в какой-то мере по его облику. В нем сочетаются удивительная
простота и некая элегантность, причем естественная. Давно всем привычная
джинсовка, модная стрижка и по-ковбойски завязанная косынка на груди.
Это впечатление всегда современного мальчика из
приключенческой классики подтверждают и его замечательные поделки. Юный
скульптор, работающий с глиной, одиннадцатилетний гимназист Артемий Штафинский
живет в Нижнем Тагиле. Неожиданно и легко оживают в его пальцах и литературные
персонажи, и даже всем известные исторические фигуры. Пластилиновый
кораблик-игрушка величиной всего в семь сантиметров поражает своей
достоверностью и передает события на борту. Там у всех пиратов клинки и
пистолеты, усы и чисто флинтовские выражения лиц. Или вот еще из его коллекции:
глиняная свистулька — одноногий пират Джон Сильвер с попугаем на плече. Артемий
демонстрирует «голос» попугая, лихо дуя в эту свистульку. Есть у него и целая
серия зверей-музыкантов: слон-трубач, рыба со скрипкой, кот-балалаечник. Первый
и самый лучший кот, к сожалению, сломался (поясняет скульптор) и выпал из
оркестра.
Все эти замечательные работы (автор говорит, что не считал
их) обрели свою орбиту путешествий. Несколько раз подряд они завоевывали высокие
награды на фестивале-конкурсе глиняной игрушки «Таволжская свистулька», который
с недавних пор стал проводиться в центре гончарного ремесла — в деревне Верхние
Таволги, что под Невьянском. Участвовали работы Артемия во всевозможных
городских, районных выставках. В мае этого года добрались и до Екатеринбурга,
где их гостеприимно встретила и представила зрителям Центральная городская
библиотека имени А. И. Герцена. Прибыли они сюда в неподъемно тяжелом чемодане,
который с помощью попутчиков приволокла Наталья Владимировна Наумова. Именно под
чутким руководством этого молодого педагога художественно-эстетической школы
Нижнего Тагила на занятиях по лепке и керамике воплощаются задумки ее
подопечного Артемия Штафинского. Вот уже четыре года продолжается их творческая
дружба. Этот мальчик — один из первых ее учеников, надежда и гордость.
Артемий вспоминает, как попал он под крылышко педагога:
«История получилась смешная. Остался я на продленке, домой идти как-то не
хотелось. Предложили сходить всем классом в художественную школу. Там занимаются
шитьем, работой по дереву, рисунком и лепкой. Вот ее я и выбрал». А Наталья
Владимировна припоминает, что было что-то и не очень забавное. Она заметила
необычную моторику рук мальчика, его внимательное отношение к деталям и сказала
отцу: «У вас растет ювелир». Комплимент не очень приветствовался, и можно
понять, почему. Сейчас искусство мало чего приносит — только заботы исполнителям
и их близким. Но, вглядевшись в работы сына, отец понял, что это, видимо,
неслучайное увлечение. И стал по мере возможностей помогать. Это так важно,
когда взрослые понимают маленьких и бережно относятся к тому, что для них
является главным делом. Лучшее доказательство содружества — слова отца:
«Пришлось закатать и убрать все ковры». Еще бы! Уют дома наступательно смела
пластилиновая рать.
Именно художественная школа, судя по работам Артемия,
пробудила в нем интерес к истории и определила круг его поисков. На одном из
уроков, посвященном Италии, мальчика заинтересовала судьба Ромео и Джульетты, и
он вылепил этих героев, совершенно уже не по-детски передав драматизм и живую
нежность образов. Целую серию барельефов посвятил он уральским знаменитостям:
имени-легенде — крепостному мастеру Ефиму Артамонову, прослывшему изобретателем
велосипеда, отцу и сыну Черепановым, сконструировавшим первый русский паровоз,
горнозаводчику Акинфию Демидову. Рассказывая о городе, Артемий отметил, что
самое интересное для приезжего здесь — «это, наверное, Демидовы».
Привлекли его внимание Кутузов, Наполеон и первый космонавт
Гагарин. У Юрия Алексеевича на груди все его ордена — лепка тщательно
проработана: Герой Советского Союза, Герой Социалистического Труда Чехословацкой
Социалистической Республики, Герой Социалистического труда Народной Республики
Болгария… А бывает, что в самом процессе работы возникает неожиданная смена
образа. Задумав лепить Валентину Терешкову, мальчик незаметно перешел на другие
черты. В сделанной фигурке взрослые узнали образ Голды Меир. Создавал известного
кавээнщика Гусмана, а получился Сталин. Пришлось «одеть» его в глиняный китель,
налепить на него ордена. Известно, что иногда творения обретают свою жизнь
независимо от замысла.
В редкие моменты отдыха мальчик с удовольствием смотрит
детективы. Очень бы хотел он побывать в Лондоне, посетить Бейкер-стрит. Не имея
возможности поездить по миру, повидать другие города по некоторым личным
причинам, Артемий не ограничивает себя в мечтах и в выборе своих героев. Хочется
верить в то, что эта свобода будет сопровождать его всю жизнь, и не ослабеет его
вера в героев, которые помогают выстоять в любых обстоятельствах.